 |
Из
ЧАШИ БЫТИЯ |
 |
|
Музыка
и Генрих НЕЙГАУЗ |
Проект Юрия
Любовича и Александра Чуднова
Октябрь 2004 года |
|
|
Юрий РУБИНЧИК
(Мэриленд)
ГЕНРИХ НЕЙГАУЗ И ЕГО
УЧЕНИКИ |
|
В этом году исполнилось 110 лет со дня
рождения выдающегося пианиста, одного из
создателей пианистической школы России,
писателя Генриха Густавовича Нейгауза.
Г.Г.Нейгауз родился 12 апреля 1888 года в
Елисаветграде (Кировограде) в музыкальной семье.
Его отец, Густав Вильгельмович Нейгауз, был
учителем музыки и первым учителем Генриха, или
Гарика, как его ласково звали родители и
товарищи. Отец содержал в Елисаветграде школу
игры на фортепиано, которая пользовалась большим
признанием. Мать Генриха, Ольга Блуменфельд, была
очень талантливой пианисткой, родной сестрой
известных в России братьев Блуменфельд. Так как
творческий путь Г.Г.Нейгауза тесно связан с одним
из братьев Блуменфельд, Феликсом Михайловичем,
оказавшим на жизнь Генриха огромное влияние,
хочется несколько слов сказать об этом
выдающемся пианисте, дирижере и композиторе.

Город Елисаветград – город
Нейгауза
Феликс Блуменфельд родился в 1863 году в
селе Ковалевка Херсонской губернии и с детских
лет учился игре на фортепиано. Сначала в
Елисаветграде, у отца Генриха Нейгауза. Затем,
после переезда в Петербург, он окончил
Петербургскую консерваторию. В 1885 году
Ф.Блуменфельда как талантливого пианиста
приглашают преподавать в класс фортепиано в
Петербургскую консерваторию - ему тогда было 22
года. В дальнейшем Феликс проявил себя и как
одарённый дирижер. С 1905 по 1911 год он занимал
должность дирижера Мариинского театра и
заслужил высокую оценку главного дирижера и
композитора Э.Направника, а также известных
композиторов А.Рубинштейна и
Н.Римского-Корсакова, чьи оперы он с успехом
поставил в театре. Большой заслугой
Ф.Блуменфельда была вервые поставленная в
Большом зале Петербургской консерватории опера
М.Мусоргского "Борис Годунов", которую
Н.Римский-Корсаков переоркестровал и несколько
перередактировал. Партию царя Бориса пел тогда
брат будущего комиссара просвещения Михаил
Луначарский.
9 ноября 1904 года оперу "Борис Годунов"
поставили в Мариинском театре. Дирижировал
Феликс Блуменфельд, партию Бориса пел восходящая
звезда Федор Шаляпин. Опера имела огромный успех.
19 мая 1908 года С.Дягилев пригласил Ф.Блуменфельда
продирижировать оперу "Борис Годунов" в
Париже. С триумфом роль царя Бориса исполнил
Шаляпин, потрясший публику гениальным
исполнением роли.
С 1897 года Ф.Блуменфельд был профессором
Петербургской консерватории. Наряду с
известными профессорами А.Есиповой (фортепиано),
Л.Ауэром (скрипка), Барандуковым (виолончель),
Ляпуновым (композиция) он оставил глубокий след в
истории русского музыкального искусства. В 1918
году большевики разграбили дом Блуменфельда в
Петербурге, и он навсегда отказался жить в этом
городе. Пытался эмигрировать за границу, но этого
ему сделать не удалось. В 1918 году Феликс
Блуменфельд застрял в Киеве и был приглашен
самостийным правительством Украины на должность
директора музыкально-драматического института
им. Лысенко. Ему дали также свой фортепианный
класс, где он воспитал таких выдающихся
пианистов, как Владимир Горовиц и Саша Дубинский,
вскоре безвременно ушедший из жизни. Здесь же в
Киеве развернулась творческая деятельность его
племянника Г.Нейгауза, которого Ф.Блуменфельд
пригласил к себе вести класс фортепиано.
Продолжая рассказ о жизни и деятельности Генриха
Нейгауза, необходимо отметить, что, получив
первое образование у своего отца, он брал уроки у
многих известных педагогов в Европе. Отец и мать
Нейгауза очень любили своих детей и много
тратили на их путешествия по разным странам. Дети
часто бывали в Германии, Италии, Австрии. В
Германии Генрих брал уроки у профессора Юона
(ученика композитора С.Танеева), а в Вене - у
известного пианиста Л.Годовского. Генрих в
юности часто встречался с двоюродным братом
К.Шимановским и со своим товарищем - будущим
выдающимся пианистом А.Рубинштейном. Встречи эти
обычно проходили в имении Шимановских
"Тимашевка". Там они музицировали,
разучивали новые произведения, обменивались
мнениями. Работы К.Шимановского всегда были в
репертуаре Г.Нейгауза.
С 1912 по 1914 год Г.Нейгауз занимается у Л.Годовского
в школе мастерства Венской музыкальной академии,
завоевав там высшую награду Академии. В 1915 году,
по совету Ф.Блуменфельда, Г.Нейгауз сдал
экстерном экзамен за курс Петербургской
консерватории и получил звание "свободного
художника", что дало ему возможность начать
самостоятельную концертную и педагогическую
деятельность. С 1916 по 1918 год он преподавал в
Тбилиси, а с 1919 по 1922 год - в Киеве. В этих городах,
несмотря на большую педагогическую нагрузку, он
давал сольные концерты; в репертуаре его были
произведения И.Баха, Ф.Шопена, Р.Шумана, а также
С.Прокофьева и К.Шимановского.
В 1922 году, при активном участии А.Луначарского и
проф. В.Асафьева, Ф.Блуменфельд и Г.Нейгауз были
переведены в Московскую консерваторию, где в то
время преподавали профессора Ипполитов-Иванов и
Игумнов. В Московской консерватории Генрих
Нейгауз плодотворно сочетал педагогическую
работу с активным концертированием. Он выступал
как солист, а также как ансамблист вместе с
такими выдающимися скрипачами, как Миша Эльман,
Мирон Полякин, Наум Блиндер, и в фортепианных
дуэтах с Феликсом Блуменфельдом, сыгравшим в то
время важную роль в формировании Генриха как
пианиста.
С 1935 по 1937 год Г.Нейгауз занимал должность
заместителя, а затем и директора Московской
консерватории. В то же время в Московской
консерватории была организована высшая школа
художественного мастерства (нынешняя
ассесентура), где под руководством Нейгауза
проходило усовершенствование мастерства
пианистов. Такие великие мастера, как Эмиль
Гилельс, Святослав Рихтер, Яков Зак и многие
другие прошли курс у Генриха Нейгауза. Считалось,
что окончить консерваторию по классу Нейгауза -
это вершина академического успеха для пианиста.
Нейгауз был удивительным педагогом, у него было
все, что необходимо для этой профессии: ум,
чуткость, замечательный вкус, широкий кругозор,
подчиняющее себе обаяние, музыкальная
увлеченность и т.д. В классе Нейгауза была
необыкновенная творческая атмосфера, ученики
его боготворили. Уроки у Нейгауза всегда
сопровождались музыкальными примерами и их
разборами, анализом выразительно-музыкальных
фраз, лейтмотивов, деталей стиля и темпов
сочинения.
Мстислав Растропович, будучи молодым
профессором, учился преподавать у великого
педагога Нейгауза. Он вспоминал, как бывал на
уроках Генриха Густавовича, "который был
всегда прост, человечен, шутлив, непосредственен,
но отнюдь не "ментор".
В 1940 году Генрих Нейгауз получил звание доктора
искусствоведения.
В журнале "Музыка" так писали об игре
Г.Нейгауза: "Его исполнение воспринимается с
такой свежестью, как будто его слушали в первый
раз. Происходило это не потому, что исполняемое
произведение трактуется по-новому - нет,
трактовка не меняется, но это не повторение, не
копирование ранее найденного, все здесь дышит
живой прелестью свободной, ничем не скованной
жизни - все рождается заново - как заново каждую
весну на деревьях шумит молодая листва".
Я неоднократно слушал Г.Нейгауза в Ленинградской
филармонии. Я тогда учился в Университете
культуры (1938-1940) у гениального искусствоведа,
художественного руководителя Ленинградской
филармонии профессора Ивана Ивановича
Соллертинского. В те годы мы, молодежь,
увлекались концертами Г.Нейгауза,
В.Софроницкого, Э.Гилельса. Игра Г.Нейгауза
отличалась романтизмом, высоким темпераментом,
лиричностью, артистизмом. Он часто исполнял
произведения Ф.Шопена, А.Скрябина, Р.Шумана,
П.Чайковского.
После войны слушать выступления Г.Нейгауза в
Большом зале Московской консерватории для меня
было большим праздником. Одаренный огромной
наблюдательностью и обладая обширными знаниями
в области литературы и искусства, Г.Нейгауз внес
большой вклад в литературное освещение
мастерства своих коллег - пианистов, скрипачей,
дирижеров. Его статьи об игре В.Софроницкого,
С.Рихтера, Э.Гилельса, Э.Петри, Г.Гульда, о
скрипачах М.Полякине, Ж.Сигетти, дирижерах
Е.Мравинском, О.Клемперере - замечательны. Он
писал литературные труды и эссе о Пушкине, о
творчестве Ф.Шопена, П.Чайковского, А.Скрябина,
Д.Шостаковича и многих других. Его научный труд
"Об искусстве фортепианной игры" имеет
большое значение для профессионалов-педагогов.
После смерти Г.Нейгауза в 1964 году его ученики не
забывали своего учителя. Как писала ученица
Нейгауза профессор В.Горностаева, они собирались
в квартире С.Рихтера 12 апреля в день рождения
Генриха Густавовича, слушали записи в его
исполнении. На рояле стояли цветы и фотографии
Нейгауза разных периодов его жизни.
Среди великих учеников Г.Нейгауза были Э.Гилельс,
Св.Рихтер, Я.Зак, а также С.Слободяник, Е.Малинин,
С.Нейгауз, А.Наседкин, В.Горностаева, В.Крайнев и
многие другие.
Хочется несколько слов сказать о замечательных
учениках Генриха Нейгауза, великих пианистах ХХ
века Эмиле Гилельсе, Святославе Рихтере и Якове
Заке.
Эмиль Гилельс родился в Одессе в 1916 году. В 1933
году окончил Одесскую консерваторию. Его первый
учитель Я.Ткач писал: "Природа одарила его
замечательными руками и редким слухом, что
свойственно тем, которые родились исключительно
для фортепианной игры". С 1935 по 1938 год Э.Гилельс
совершенствовался в Московской консерватории у
Г.Нейгауза. В 1938 году на самом престижном мировом
конкурсе пианистов имени Э.Изаи в Брюсселе он
завоевывает первую премию. Огромный талант,
музыкальная эрудиция снискали Э.Гилельсу
мировую славу и восторг слушателей в Европе,
Америке, Японии.
Другим выдающимся пианистом был ученик Генриха
Нейгауза Святослав Рихтер. Он родился в 1915 году в
Житомире в семье обрусевшего немца-органиста.
Отец был первым его учителем. В 1941 году, в Одессе,
сталинские сатрапы убили отца С.Рихтера Теофила,
только за то, что он немец. После переезда в
Одессу С.Рихтер в 1934 году поступил на работу
концертмейстером в филармонию, затем - в Оперный
театр. В 1937 году С.Рихтер уехал в Москву и
поступил в класс профессора Нейгауза, не имея
первичного музыкального образования. Нейгауз
вспоминал игру Рихтера при прослушивании: "Он
играл очень просто и строго, его исполнение сразу
захватило меня, и я шепнул своей ученице:
"По-моему, он гениальный музыкант". В 1944 году
С.Рихтер дал сольный концерт в Большом зале
Московской консерватории. В 1945 году он получил
первую премию на Всесоюзном конкурсе пианистов.
"Встречи с С.Рихтером остаются навсегда в
памяти людей. Во все, что он исполнял, он
вкладывал искренность, содержательность,
необычайное устремление порывов своей одаренной
натуры". Так писал о Рихтере профессор
Я.Мильштейн. Память об этом великом пианисте
всегда будет в душе его почитателей.
Еще одним известным учеником Генриха Нейгауза
был профессор Яков Зак. Он родился в Одессе в 1913
году. В 1932 году окончил Одесскую консерваторию,
затем, с 1932 по 1935 год, учился в аспирантуре
Московской консерватории у Г.Нейгауза. В этом же
году Я.Зак завоевал третью премию на Всесоюзном
конкурсе пианистов, а в 1937 году вышел победителем
Шопеновского конкурса в Варшаве. Уже с 1935 года
Я.Зак стал преподавать в Московской
консерватории, а в 1947 году стал профессором,
воспитав прекрасную плеяду пианистов -
Э.Вирсаладзе, Н.Петрова, Л.Могилевского и др.
Г.Нейгауз писал о Я.Заке: "Соединение сильного
ясного интеллекта, большого стройно
организованного темперамента, огромной
внутренней энергии, проникающей музыкальной
чуткости с изумительным виртуозным мастерством -
вот причины, по которым я не могу не причислить
Якова Зака к плеяде лучших современных
пианистов".
Умер Я.Зак в 1976 году.
Из журнала «ВЕСТНИК» - США, 1998
Сopyright © Фонд
«Поддержки хорового искусства» – Кировоград, 2004 |
|