В зеркале памяти


Юрий Рубинчик. Генрих Нейгауз и его ученики


lne001.jpg (8258 bytes) Из ЧАШИ БЫТИЯ lne002.jpg (8040 bytes)

Музыка и Генрих НЕЙГАУЗ

Проект Юрия Любовича и Александра Чуднова
Октябрь 2004 года
Юрий РУБИНЧИК (Мэриленд)
ГЕНРИХ НЕЙГАУЗ И ЕГО УЧЕНИКИ

В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения выдающегося пианиста, одного из создателей пианистической школы России, писателя Генриха Густавовича Нейгауза.

Г.Г.Нейгауз родился 12 апреля 1888 года в Елисаветграде (Кировограде) в музыкальной семье. Его отец, Густав Вильгельмович Нейгауз, был учителем музыки и первым учителем Генриха, или Гарика, как его ласково звали родители и товарищи. Отец содержал в Елисаветграде школу игры на фортепиано, которая пользовалась большим признанием. Мать Генриха, Ольга Блуменфельд, была очень талантливой пианисткой, родной сестрой известных в России братьев Блуменфельд. Так как творческий путь Г.Г.Нейгауза тесно связан с одним из братьев Блуменфельд, Феликсом Михайловичем, оказавшим на жизнь Генриха огромное влияние, хочется несколько слов сказать об этом выдающемся пианисте, дирижере и композиторе.

lne026.jpg (21647 bytes)
Город Елисаветград – город Нейгауза

Феликс Блуменфельд родился в 1863 году в селе Ковалевка Херсонской губернии и с детских лет учился игре на фортепиано. Сначала в Елисаветграде, у отца Генриха Нейгауза. Затем, после переезда в Петербург, он окончил Петербургскую консерваторию. В 1885 году Ф.Блуменфельда как талантливого пианиста приглашают преподавать в класс фортепиано в Петербургскую консерваторию - ему тогда было 22 года. В дальнейшем Феликс проявил себя и как одарённый дирижер. С 1905 по 1911 год он занимал должность дирижера Мариинского театра и заслужил высокую оценку главного дирижера и композитора Э.Направника, а также известных композиторов А.Рубинштейна и Н.Римского-Корсакова, чьи оперы он с успехом поставил в театре. Большой заслугой Ф.Блуменфельда была вервые поставленная в Большом зале Петербургской консерватории опера М.Мусоргского "Борис Годунов", которую Н.Римский-Корсаков переоркестровал и несколько перередактировал. Партию царя Бориса пел тогда брат будущего комиссара просвещения Михаил Луначарский.

9 ноября 1904 года оперу "Борис Годунов" поставили в Мариинском театре. Дирижировал Феликс Блуменфельд, партию Бориса пел восходящая звезда Федор Шаляпин. Опера имела огромный успех.

19 мая 1908 года С.Дягилев пригласил Ф.Блуменфельда продирижировать оперу "Борис Годунов" в Париже. С триумфом роль царя Бориса исполнил Шаляпин, потрясший публику гениальным исполнением роли.

С 1897 года Ф.Блуменфельд был профессором Петербургской консерватории. Наряду с известными профессорами А.Есиповой (фортепиано), Л.Ауэром (скрипка), Барандуковым (виолончель), Ляпуновым (композиция) он оставил глубокий след в истории русского музыкального искусства. В 1918 году большевики разграбили дом Блуменфельда в Петербурге, и он навсегда отказался жить в этом городе. Пытался эмигрировать за границу, но этого ему сделать не удалось. В 1918 году Феликс Блуменфельд застрял в Киеве и был приглашен самостийным правительством Украины на должность директора музыкально-драматического института им. Лысенко. Ему дали также свой фортепианный класс, где он воспитал таких выдающихся пианистов, как Владимир Горовиц и Саша Дубинский, вскоре безвременно ушедший из жизни. Здесь же в Киеве развернулась творческая деятельность его племянника Г.Нейгауза, которого Ф.Блуменфельд пригласил к себе вести класс фортепиано.

Продолжая рассказ о жизни и деятельности Генриха Нейгауза, необходимо отметить, что, получив первое образование у своего отца, он брал уроки у многих известных педагогов в Европе. Отец и мать Нейгауза очень любили своих детей и много тратили на их путешествия по разным странам. Дети часто бывали в Германии, Италии, Австрии. В Германии Генрих брал уроки у профессора Юона (ученика композитора С.Танеева), а в Вене - у известного пианиста Л.Годовского. Генрих в юности часто встречался с двоюродным братом К.Шимановским и со своим товарищем - будущим выдающимся пианистом А.Рубинштейном. Встречи эти обычно проходили в имении Шимановских "Тимашевка". Там они музицировали, разучивали новые произведения, обменивались мнениями. Работы К.Шимановского всегда были в репертуаре Г.Нейгауза.

С 1912 по 1914 год Г.Нейгауз занимается у Л.Годовского в школе мастерства Венской музыкальной академии, завоевав там высшую награду Академии. В 1915 году, по совету Ф.Блуменфельда, Г.Нейгауз сдал экстерном экзамен за курс Петербургской консерватории и получил звание "свободного художника", что дало ему возможность начать самостоятельную концертную и педагогическую деятельность. С 1916 по 1918 год он преподавал в Тбилиси, а с 1919 по 1922 год - в Киеве. В этих городах, несмотря на большую педагогическую нагрузку, он давал сольные концерты; в репертуаре его были произведения И.Баха, Ф.Шопена, Р.Шумана, а также С.Прокофьева и К.Шимановского.

В 1922 году, при активном участии А.Луначарского и проф. В.Асафьева, Ф.Блуменфельд и Г.Нейгауз были переведены в Московскую консерваторию, где в то время преподавали профессора Ипполитов-Иванов и Игумнов. В Московской консерватории Генрих Нейгауз плодотворно сочетал педагогическую работу с активным концертированием. Он выступал как солист, а также как ансамблист вместе с такими выдающимися скрипачами, как Миша Эльман, Мирон Полякин, Наум Блиндер, и в фортепианных дуэтах с Феликсом Блуменфельдом, сыгравшим в то время важную роль в формировании Генриха как пианиста.

С 1935 по 1937 год Г.Нейгауз занимал должность заместителя, а затем и директора Московской консерватории. В то же время в Московской консерватории была организована высшая школа художественного мастерства (нынешняя ассесентура), где под руководством Нейгауза проходило усовершенствование мастерства пианистов. Такие великие мастера, как Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Яков Зак и многие другие прошли курс у Генриха Нейгауза. Считалось, что окончить консерваторию по классу Нейгауза - это вершина академического успеха для пианиста.

Нейгауз был удивительным педагогом, у него было все, что необходимо для этой профессии: ум, чуткость, замечательный вкус, широкий кругозор, подчиняющее себе обаяние, музыкальная увлеченность и т.д. В классе Нейгауза была необыкновенная творческая атмосфера, ученики его боготворили. Уроки у Нейгауза всегда сопровождались музыкальными примерами и их разборами, анализом выразительно-музыкальных фраз, лейтмотивов, деталей стиля и темпов сочинения.

Мстислав Растропович, будучи молодым профессором, учился преподавать у великого педагога Нейгауза. Он вспоминал, как бывал на уроках Генриха Густавовича, "который был всегда прост, человечен, шутлив, непосредственен, но отнюдь не "ментор".

В 1940 году Генрих Нейгауз получил звание доктора искусствоведения.

В журнале "Музыка" так писали об игре Г.Нейгауза: "Его исполнение воспринимается с такой свежестью, как будто его слушали в первый раз. Происходило это не потому, что исполняемое произведение трактуется по-новому - нет, трактовка не меняется, но это не повторение, не копирование ранее найденного, все здесь дышит живой прелестью свободной, ничем не скованной жизни - все рождается заново - как заново каждую весну на деревьях шумит молодая листва".

Я неоднократно слушал Г.Нейгауза в Ленинградской филармонии. Я тогда учился в Университете культуры (1938-1940) у гениального искусствоведа, художественного руководителя Ленинградской филармонии профессора Ивана Ивановича Соллертинского. В те годы мы, молодежь, увлекались концертами Г.Нейгауза, В.Софроницкого, Э.Гилельса. Игра Г.Нейгауза отличалась романтизмом, высоким темпераментом, лиричностью, артистизмом. Он часто исполнял произведения Ф.Шопена, А.Скрябина, Р.Шумана, П.Чайковского.

После войны слушать выступления Г.Нейгауза в Большом зале Московской консерватории для меня было большим праздником. Одаренный огромной наблюдательностью и обладая обширными знаниями в области литературы и искусства, Г.Нейгауз внес большой вклад в литературное освещение мастерства своих коллег - пианистов, скрипачей, дирижеров. Его статьи об игре В.Софроницкого, С.Рихтера, Э.Гилельса, Э.Петри, Г.Гульда, о скрипачах М.Полякине, Ж.Сигетти, дирижерах Е.Мравинском, О.Клемперере - замечательны. Он писал литературные труды и эссе о Пушкине, о творчестве Ф.Шопена, П.Чайковского, А.Скрябина, Д.Шостаковича и многих других. Его научный труд "Об искусстве фортепианной игры" имеет большое значение для профессионалов-педагогов.

После смерти Г.Нейгауза в 1964 году его ученики не забывали своего учителя. Как писала ученица Нейгауза профессор В.Горностаева, они собирались в квартире С.Рихтера 12 апреля в день рождения Генриха Густавовича, слушали записи в его исполнении. На рояле стояли цветы и фотографии Нейгауза разных периодов его жизни.

Среди великих учеников Г.Нейгауза были Э.Гилельс, Св.Рихтер, Я.Зак, а также С.Слободяник, Е.Малинин, С.Нейгауз, А.Наседкин, В.Горностаева, В.Крайнев и многие другие.

Хочется несколько слов сказать о замечательных учениках Генриха Нейгауза, великих пианистах ХХ века Эмиле Гилельсе, Святославе Рихтере и Якове Заке.

Эмиль Гилельс родился в Одессе в 1916 году. В 1933 году окончил Одесскую консерваторию. Его первый учитель Я.Ткач писал: "Природа одарила его замечательными руками и редким слухом, что свойственно тем, которые родились исключительно для фортепианной игры". С 1935 по 1938 год Э.Гилельс совершенствовался в Московской консерватории у Г.Нейгауза. В 1938 году на самом престижном мировом конкурсе пианистов имени Э.Изаи в Брюсселе он завоевывает первую премию. Огромный талант, музыкальная эрудиция снискали Э.Гилельсу мировую славу и восторг слушателей в Европе, Америке, Японии.

Другим выдающимся пианистом был ученик Генриха Нейгауза Святослав Рихтер. Он родился в 1915 году в Житомире в семье обрусевшего немца-органиста. Отец был первым его учителем. В 1941 году, в Одессе, сталинские сатрапы убили отца С.Рихтера Теофила, только за то, что он немец. После переезда в Одессу С.Рихтер в 1934 году поступил на работу концертмейстером в филармонию, затем - в Оперный театр. В 1937 году С.Рихтер уехал в Москву и поступил в класс профессора Нейгауза, не имея первичного музыкального образования. Нейгауз вспоминал игру Рихтера при прослушивании: "Он играл очень просто и строго, его исполнение сразу захватило меня, и я шепнул своей ученице: "По-моему, он гениальный музыкант". В 1944 году С.Рихтер дал сольный концерт в Большом зале Московской консерватории. В 1945 году он получил первую премию на Всесоюзном конкурсе пианистов. "Встречи с С.Рихтером остаются навсегда в памяти людей. Во все, что он исполнял, он вкладывал искренность, содержательность, необычайное устремление порывов своей одаренной натуры". Так писал о Рихтере профессор Я.Мильштейн. Память об этом великом пианисте всегда будет в душе его почитателей.

Еще одним известным учеником Генриха Нейгауза был профессор Яков Зак. Он родился в Одессе в 1913 году. В 1932 году окончил Одесскую консерваторию, затем, с 1932 по 1935 год, учился в аспирантуре Московской консерватории у Г.Нейгауза. В этом же году Я.Зак завоевал третью премию на Всесоюзном конкурсе пианистов, а в 1937 году вышел победителем Шопеновского конкурса в Варшаве. Уже с 1935 года Я.Зак стал преподавать в Московской консерватории, а в 1947 году стал профессором, воспитав прекрасную плеяду пианистов - Э.Вирсаладзе, Н.Петрова, Л.Могилевского и др.

Г.Нейгауз писал о Я.Заке: "Соединение сильного ясного интеллекта, большого стройно организованного темперамента, огромной внутренней энергии, проникающей музыкальной чуткости с изумительным виртуозным мастерством - вот причины, по которым я не могу не причислить Якова Зака к плеяде лучших современных пианистов".

Умер Я.Зак в 1976 году.

Из журнала «ВЕСТНИК» - США, 1998

Сopyright © Фонд «Поддержки хорового искусства» – Кировоград, 2004