В зеркале памяти


Милица Нейгауз об отце


lne001.jpg (8258 bytes) Из ЧАШИ БЫТИЯ lne002.jpg (8040 bytes)

Музыка и Генрих НЕЙГАУЗ

Проект Юрия Любовича и Александра Чуднова
Октябрь 2004 года

Милица НЕЙГАУЗ: «Отец считал свою жизнь неудачной»

lne025.jpg (27210 bytes)
Милица Нейгауз (Кировоград, 1988 год)

В этом году исполнилось 115 лет со дня рождения выдающегося пианиста, одного из создателей пианистической школы России Генриха Густавовича Нейгауза. Среди его великих учеников были Гилельс, Рихтер, Зак, Крайнев… Мстислав Ростропович, будучи молодым профессором, учился преподавать у этого прекрасного педагога. Выдающийся виолончелист вспоминал, что Генрих Густавович «был всегда прост, человечен, шутлив, непосредственен». Судьба одарила Нейгауза дружбой с великими людьми той эпохи. Наш корреспондент Павел РАЙГОРОДСКИЙ встретился с дочерью пианиста Милицей Генриховной, которая поделилась воспоминаниями об удивительной жизни своего отца.

- Он родился в музыкальной семье. Его с малых лет начали учить игре на фортепиано. Отец непременно хотел, чтобы сын стал пианистом, хотя руки у него были «неудобные» для этого инструмента - узкое запястье и сравнительно короткие пальцы… В 1933 году Генрих Густавович заболел тяжелой формой дифтерии, после чего у него был полный паралич. Остаточным явлением этой беды остался паралич двух пальцев правой руки. И после болезни уже играл с большим трудом. Кроме музыки он был талантлив и в других областях, например, в литературе. В совершенстве знал польский, немецкий, французский языки. Тут надо пояснить: польский был родным языком его матери, немецкий - отца, а на французском его родители разговаривали между собой… О русском я уже и не говорю. Писать он мог на любом из этих языков. Его письма и воспоминания написаны восхитительно!

- Какие эпохи в музыке были ему близки?

- Он говорил, что практически 80 процентов всей музыкальной литературы хорошо знает и любит. По натуре он был романтиком. Поэтому главными его пристрастиями были композиторы этого течения - Шуберт, Шопен, Шуман… Но играл он практически все. Очень любил Шостаковича, Скрябина, Листа. Играл массу произведений, а знал еще больше.

- А за дирижерский пульт он не хотел встать?

- Это было несчастьем его жизни, что он не стал дирижером. Он наверняка был бы прекрасным маэстро. Но его жизнь просто так закрутила… На нем был груз ответственности. Я помню, как однажды он подсчитал, что у него 11 иждивенцев. Надо было зарабатывать деньги. А жизнь была трудная, особенно до войны.

- В историю музыки Генрих Густавович вошел как великий педагог… Он учил Рихтера и Гилельса, которых можно назвать Эльбрусом и Казбеком в исполнительском искусстве - две горы, которые возвышаются над остальными. Как это получилось - ваш отец отбирал учеников или они сами к нему пришли?

- Они сами приезжали к отцу. Гилельс учился в Одессе, но когда он услышал Нейгауза, то решил поехать к нему. Также получилось и с Рихтером. Он тоже жил в Одессе. Его отец был замечательным педагогом, и Святослав не думал уезжать в Москву. Однажды Генрих Густавович приехал с концертами в этот южный город, после чего отец Рихтера сказал: «Ты должен учиться у Нейгауза». И он приехал в Москву в 1937 году. Тогда ему было 22 года. У него не было музыкального образования, но его приняли в консерваторию и он стал учеником отца. Генрих Густавович сказал: «Я 15 минут послушал этого пианиста и понял, что это гениальный исполнитель».

- Правда, что Рихтер жил у вас дома?

- Да. Его родители остались в Одессе, а в общежитии ему не хотелось жить. Он поселился у своих родственников, а через год Генрих Густавович предложил ему жить у нас. Тогда в нашей квартире было много народа - родители, бабушка, двоюродный брат, я и еще двое сыновей Генриха Густавовича, которые жили в семье Бориса Пастернака, но каждый день приходили к нам. И вот Святослав к нам присоединился. Но это была веселая компания, потому что Рихтера мы все полюбили, а он - нас. Часто устраивали музыкальные и литературные вечера. Приходили друзья и ученики отца. Часто был Гилельс. Слушали редко исполняемую музыку. Часто на двух роялях Рихтер и Ведерников играли музыку Стравинского, Штрауса, Малера - все, что тогда вообще не исполнялось. Иногда Борис Леонидович Пастернак приходил читать свои переводы или новые стихи. Это было замечательно. До конца жизни Рихтер вспоминал о том, как хорошо жилось у Нейгауза…

- А как он относился к своим ученикам? Он же был весьма саркастичным человеком…

- Я прочту то, что он сам писал о своих учениках в письме Ивану Семеновичу Козловскому, который поздравил отца с награждением орденом Ленина. Это было в январе 1954 года: «Дорогой, любимый, чудный Иван Семенович! Я получил по случаю сего «случая» сотни телеграмм, писем et ctr, не говоря о непрекращающихся телефонных звонках, но твое письмо особенно тронуло меня. Почему? Потому что ты понял, сколько жертв я принес этому делу - воспитанию нашей чудной, треклятой, сволочной, божественной молодежи. Я их обожаю, мерзавцев. И как начал заниматься этим делом, так понял - когда коготок увяз, всей птичке пропасть. И не жалел. Я мог бы быть очень большим пианистом… Конечно, я дурак с точки зрения личной выгоды и успеха. Но я не жалею...».

- Какие были увлечения у вашего отца кроме музыки?

- Он вообще очень любил искусство. Из поэтов больше других ценил Рильке. Читал его на языке оригинала. В этом же списке - Гете, Пушкин, Пастернак. Стихи Бориса Леонидовича он вообще обожал. Был большим ценителем живописи, часто ходил на выставки. Дружил с Робертом Рафаиловичем Фальком, очень высоко ценил этого художника. Восхищался творчеством Альберта Швейцера и Томаса Манна. Увлекался астрономией, интересовался теорией относительности, любил шахматы. Меня он с пяти лет приобщил к этому интеллектуальному спорту. Но к шахматам у меня «генетический» интерес: чемпион мира Александр Алехин - двоюродный брат моей мамы. Мама даже была знакома с Капабланкой - Алехин приводил его к нам домой. Но это было еще до революции.

- Во как!

- Кстати в шахматы отец играл не очень сильно. Знал ходы, комбинации, но мастерством не отличался…

- А сколько лет дружили Пастернак и ваш отец?

- Они познакомились в 20-х годах. Уже тогда они знали творчество друг друга. Борис Леонидович ходил на концерты отца, потом посвятил ему стихи. Вскоре после знакомства Пастернак влюбился в жену Нейгауза. И это чувство он побороть не мог. В итоге Зинаида Николаевна ушла к нему с двумя мальчиками по той причине, что она не считала отца надежным мужем. Это была сложная ситуация, но их дружба не прекратилась. Они часто встречались, Борис Леонидович стал хорошим приемным отцом. Таким образом, дружба двух людей переросла в дружбу двух семей.

- А во втором браке - с вашей мамой - Генрих Густавович был счастлив?

- Они были знакомы с ранней молодости. Оба из Елисаветграда (сейчас Кировоград). Но потом гражданская война раскидала их в разные стороны. Маме пришлось уехать в Крым, а Нейгаузу - в Киев, где и женился на Зинаиде Николаевне. Потом они встретились уже в Москве, и роман продолжился…. Маму он любил за постоянное восхищение им. Чтобы он ни делал, с ее точки зрения все было прекрасно. И это ему, конечно, очень нравилось. Что касается вообще своей жизни, то он считал неудачей, что стал пианистом. Но это была воля его отца, который о другой ипостаси сына ничего не хотел слышать. В своих последних письмах Генрих Густавович об этом писал…

- В этом году - 115 лет со дня рождения Нейгауза. Не очень круглая, но все-таки юбилейная дата. Не знаете, это как-то отмечается в консерватории или Союзе композиторов?

- Пока ничего не слышала. Думаю, что нет.

- А устраиваются какие-нибудь фестивали имени Нейгауза?

- Регулярно проводится такое мероприятие в Саратове. Организовали его два ученика отца - Семен Соломонович Бендицкий и Альберт Михайлович Тараканов. Эти фестивали проводятся раз в два года. Уже шесть фестивалей прошло. Седьмой будет проводиться в следующем году. Там выступают прекрасные музыканты и все проходит очень интересно. Элисо Вирсаладзе, Наталья Гутман и Олег Каган организовывали фестиваль в Грузии, в Телави. Он прошел там раза 4 или 5, до того, как Грузия отделилась. Теперь это стало очень большой трудностью…

- В доме-музее Пастернака в Переделкино есть рояль. На нем играл Генрих Густавович?

- А как же! Это же еще дореволюционный рояль моего дедушки, отца Генриха Густавовича. Этот инструмент стоял у нас дома, потом отец его подарил сыну, Стасику, который жил у Пастернака. После смерти отца рояль перевезли в Переделкино…

- А вы живете в той же квартире?

- Да. Живу вместе с сыном, невесткой и четырьмя внуками. У нас есть портреты Генриха Густавовича и картины, подаренные ему Фальком и Шухаевым.

Дата: среда, 29 окт. 2003
НЕЗАВИСИМОЕ ОБОЗРЕНИЕ, 7 декабря 2003 года. (Интернет версия)

Сopyright © Фонд «Поддержки хорового искусства» – Кировоград, 2004