 |
Из
ЧАШИ БЫТИЯ |
 |
|
Музыка
и Генрих НЕЙГАУЗ |
Проект Юрия
Любовича и Александра Чуднова
Октябрь 2004 года |
10 декабря в зале имени
Чайковского с большой шопеновской программой
выступил Генрих Нейгауз. Центральное место в
концерте заняли две сонаты великого польского
композитора (си бемоль минор и си минор).
Глубокая интерпретация пианиста
раскрыла мужественный темперамент Шопена,
чарующую свежесть его светлой лирики,
трагическую силу его скорбных мелодий. Прекрасно
была сыграна Нейгаузом си-бемоль-минорная
соната. Титаническая борьба двух начал в первой
части, стремительность и внутренняя
напряженность второй, высокая скорбь траурного
марша и трагизм финала - все это было передано
пианистом с истинным вдохновением. Крупно, даже
несколько размашисто, играет Нейгауз вступление.
Превосходно он передает развитие характера
побочной партии от светлого лиризма к выражению
глубокой душевной боли. Но у слушателя не
создается ощущения пассивности, страдания.
Напротив, борьба составляет основное содержание
части, и об этом взволнованно рассказывает
пианист...
Во второй части Нейгаузу больше
всего удался средний, лирический эпизод.
Тончайшие градации звука, напевность и
красочность чудесно воссоздают лирические
образы Шопена. В крайних эпизодах части хотелось
бы большей ритмической четкости.
Траурный марш был исполнен
величаво и сильно. Перед слушателем возникает
картина «шествия целого народа, убитого горем,
при трагическом перезвоне колоколов» (В.Стасов).
Замечательно был сыгран финал. В нём слышен - по
выражению В.Стасова - «безотрадный свист и вой
ветра над могилой погребенного».
Превосходно исполнил пианист
си-минорную сонату Шопена. Высокое волевое
напряжение первой части, с ее маршеобразной
главной партией и свободно льющейся мелодией
побочной, было передано смело, талантливо. Столь
же ярко была выражена и капризная
стремительность скерцо.
В третьей части сонаты Нейгауз
убедительно показал тембровую выразительность
музыки Шопена, оттенив подмеченное
Римским-Корсаковым в Шопене сочетание дара
«величайшего мелодиста и гениальнейшего,
оригинальнейшего гармонизатора».
Наконец, в финале сонаты с его
упругим волевым ритмом, с его волнующими
призывными интонациями артист подчеркнул
единство идейно-эмоционального содержания
произведения.
Очень поэтично, художественно,
просто сыграл Нейгауз ноктюрны и мазурки Шопена.
В ноктюрнах, в особенности в соль-мажорном (ор. 37)
и си-минорном (ор. 62), пленительно звучала певучая
кантилена; в мазурках (фа-минорной и
до-диез-минорной из ор. 63) покорила искренность
лирического высказывания.
Менее удачно был исполнен
знаменитый ля-бемоль мажорный полонез Шопена. В
нем был размах и четкий ритм, но, увы, не хватало
ровности и чистоты.
Л. Владимиров
Журнал «Советская музыка» № 2,
февраль 1953 год
Сopyright © Фонд
«Поддержки хорового искусства» – Кировоград, 2004 |
|