В зеркале памяти


Концерт Генриха Нейгауза


lne001.jpg (8258 bytes) Из ЧАШИ БЫТИЯ lne002.jpg (8040 bytes)

Музыка и Генрих НЕЙГАУЗ

Проект Юрия Любовича и Александра Чуднова
Октябрь 2004 года

КОНЦЕРТ ГЕНРИХА НЕЙГАУЗА

     10 декабря в зале имени Чайковского с большой шопеновской программой выступил Генрих Нейгауз. Центральное место в концерте заняли две сонаты великого польского композитора (си бемоль минор и си минор).
     Глубокая интерпретация пианиста раскрыла мужественный темперамент Шопена, чарующую свежесть его светлой лирики, трагическую силу его скорбных мелодий. Прекрасно была сыграна Нейгаузом си-бемоль-минорная соната. Титаническая борьба двух начал в первой части, стремительность и внутренняя напряженность второй, высокая скорбь траурного марша и трагизм финала - все это было передано пианистом с истинным вдохновением. Крупно, даже несколько размашисто, играет Нейгауз вступление. Превосходно он передает развитие характера побочной партии от светлого лиризма к выражению глубокой душевной боли. Но у слушателя не создается ощущения пассивности, страдания. Напротив, борьба составляет основное содержание части, и об этом взволнованно рассказывает пианист...
     Во второй части Нейгаузу больше всего удался средний, лирический эпизод. Тончайшие градации звука, напевность и красочность чудесно воссоздают лирические образы Шопена. В крайних эпизодах части хотелось бы большей ритмической четкости.
     Траурный марш был испол­нен величаво и сильно. Перед слушателем возникает картина «шествия целого народа, убитого горем, при трагическом перезвоне колоколов» (В.Стасов). Замечательно был сыгран финал. В нём слышен - по выражению В.Стасова - «безотрадный свист и вой ветра над могилой погребенного».
     Превосходно исполнил пианист си-минорную сонату Шопена. Высокое волевое напряжение первой части, с ее маршеобразной главной партией и свободно льющейся мелодией побочной, было передано смело, талантливо. Столь же ярко была выражена и капризная стремительность скерцо.
     В третьей части сонаты Нейгауз убедительно показал тембровую выразительность музыки Шопена, оттенив подмеченное Римским-Корсаковым в Шопене сочетание дара «величайшего мелодиста и гениальнейшего, оригинальнейшего гармонизатора».
     Наконец, в финале сонаты с его упругим волевым ритмом, с его волнующими призывными интонациями артист подчеркнул единство идейно-эмоционального содержания произведения.
     Очень поэтично, художественно, просто сыграл Нейгауз ноктюрны и мазурки Шопена. В ноктюрнах, в особенности в соль-мажорном (ор. 37) и си-минорном (ор. 62), пленительно звучала певучая кантилена; в мазурках (фа-минорной и до-диез-минорной из ор. 63) покорила искренность лирического высказывания.
     Менее удачно был исполнен знаменитый ля-бемоль мажорный полонез Шопена. В нем был размах и четкий ритм, но, увы, не хватало ровности и чистоты.

Л. Владимиров
Журнал «Советская музыка» № 2,
февраль 1953 год

Сopyright © Фонд «Поддержки хорового искусства» – Кировоград, 2004