 |
Из
ЧАШИ БЫТИЯ |
 |
|
Музыка
и Генрих НЕЙГАУЗ |
Проект Юрия
Любовича и Александра Чуднова
Октябрь 2004 года |
|
|
К. Шамаева |
|
|
|
ГЕНРИХ НЕЙГАУЗ В КИЕВЕ |

В 1916 году, приняв
предложение стать преподавателем музыкального
училища (будущей консерватории) в Тифлисе
(Тбилиси), Генрих Нейгауз, как он сам позже
напишет в "Автобиографических записках",
"стал на путь русского учителя музыки и
исполнителя".

Педагогика и
исполнительство — две сферы, равные по вкладу в
культуру, в которых протекала вся последующая
жизнь великого музыканта. С годами, в силу
жизненных обстоятельств, менялись приоритеты.
Отвоевывая все больше времени и сил, педагогика
не давала возможности заниматься самому и
постепенно сокращала концертные выступления.
Это стало поводом для протеста Святослава
Рихтера, который в 50-е годы повторял: "Мы хотим
слушать Вас, а Вы отдаете себя на растерзание
Вашим противным ученикам". Отношение Г.
Нейгауза к реакции своего любимого ученика и,
более того, к своей миссии педагога,
"призванного исправлять человека, улучшать
его жизнь" (Г. Нейгауз) — тема другого большого
исследования. Тем более, в киевский период жизни
Нейгауза приоритеты были несколько иные.
Итак, киевский период. Узнаем о нем
из воспоминаний самого Г. Нейгауза, его учеников
и друзей, из архивных материалов, публикаций в
периодике тех лет. "Летом 1918 года я был в Киеве.
Однажды я играл в музыкальном магазине... Играл
третью сонату Шимановского, си-минорную сонату
Шопена, что-то Скрябина". После этого состоялся
концерт в Киевской консерватории. Г.Г.Нейгауз был
приглашен преподавать в учебном заведении. Дав
согласие, он ненадолго уехал в Елисаветград. В
ближайших киевских планах был назначенный на 24
декабря 1918 года скрябинский концерт. Г. Нейгауз
мечтал сыграть до этого вечер из произведений
Шимановского. Однако события бушевавшей на
Украине гражданской войны задержали его в
родительском доме, в Киев он смог вернуться
только через год. "С октября 1919 по октябрь 1922 я
пребывал профессором Киевской консерватории"
— писал. Г. Нейгауз.
Киев в эти годы, без преувеличения,
был одной из музыкальных столиц России. В таком
положении Киева свою роль сыграли судьбоносные и
одновременно трагические события в истории
государства — революция и последовавшая за ней
гражданская война. Общественные катаклизмы,
экономические невзгоды, неизвестность будущего
вынуждали людей покидать родные места. Киев стал
убежищем для большой когорты представителей
московской и петроградской художественной
интеллигенции — актеров, музыкантов,
литераторов. Одни устремлялись в Киев с надеждой
на последующий отъезд на Запад. Многим из них
впоследствии удалось добраться до Европы и
Америки, своими деяниями и творчеством они влили
могучую русскую струю в общеевропейскую, мировую
культуру. Другие же в Киеве, на юге, искали
возможность пережить временную разруху, голод и
холод. Со стабилизацией общественной жизни они
вернулись в Москву и Петербург.
С организацией в Киеве в 1913 году
консерватории в город приехала плеяда
замечательных исполнителей и педагогов. В их
числе был пианист Григорий Беклемишев (1881—1935),
воспитанник Московской консерватории, который
затем совершенствовался у Ф. Бузони. В 1914 г.
Киевскую консерваторию возглавил воспитанник
всемирно известной школы Сергея Танеева
Рейнгольд Глиэр, композитор, педагог, дирижер,
талантливый, активный пропагандист современной
музыки. В консерватории преподавал выпускник
Петербургской консерватории и ученик Ф. Бузони,
победитель Всероссийского конкурса пианистов
(1911) Юзеф Турчиньский.
Среди музыкантов, приехавших в Киев
в годы гражданской войны, были артисты, известные
далеко за пределами России. В Киеве в это время
жили певцы Леонид Собинов, Александр Мозжухин,
Нина Кошиц, пианисты Александр Дубянский,
Готфрид Мелах, ученик С. Танеева, музыкальный
теоретик, пианист Болеслав Яворский, музыковед,
редактор петербургских журналов "Музыкальный
современник" и "Мелос" Петр Сувчинский.
Приезда Нейгауза в Киеве ждали близкие и дорогие
ему люди — дядя Феликс Блуменфельд и давнишний
друг и исполнительский партнер Павел Коханьский.
В этом творческом сообществе отсутствовал
Кароль Шимановский, он не воспользовался
приглашением Р. Глиэра войти в состав профессуры
Киевской консерватории.
***
В настоящее время школу
Г. Нейгауза в Киевской консерватории
представляет заслуженная артистка Украины,
профессор Рада Остаповна Лысенко, окончившая по
классу Маэстро аспирантуру при Московской
консерватории.
Традиции и идеи творческого
наследия Генриха Нейгауза продолжают жить в
киевской пианистической школе, обогащают
украинскую музыкальную культуру.
Сopyright © Фонд
«Поддержки хорового искусства» – Кировоград, 2004 |
|